Эдфу

21.08.2008

На полпути между Луксором и Асуаном находится храм Хора в Эдфу,
наиболее внушительный по своим размерам после Карнака. Его сооружение началось
при Птолемее Ш в 237 до н.э., а завершилось в 57 г. до н.э. Этот храм считается
наиболее хорошо сохранившимся по сравнению с другими храмами. Однако при его
обнаружении в 1860 г. он предстал перед глазами Огюста Мариета, одного из
директоров Лувра и собирателя коллекции Египетского музея в Каире, в плачевном
состоянии. Была проделана большая работа по его расчистке и восстановлению.

Храм в Эдфу посвящен богу Хору, сыну Осириса и Исиды и имеет
классическую древнеегипетскую архитектуру. Он начинается массивным входным
пилоном, втором по размеру во всем Египте. В открытом дворе, окруженном
колоннами, стоит изваяние гигантского Хора-сокола из черного гранита. Первый
гипостильный зал, украшенный сценами жертвоприношений, имеет 18 колонн. Во
втором гипостильном зале, меньшего размера, но более изящном, 12 колонн. Через
него путь лежит в святилище, куда в те далекие времена допускались лишь
посвященные - великие жрецы и фараон. В святилище сохранился наос, высеченный из
цельной скалы (XXX династия). Рельефы и надписи на стенах храма рассказывают о
победе Хора, который отомстил за смерть своего отца богу Сетху и его союзникам,
изображенным в образе крокодилов и бегемотов.

Надписи на стенах храма Хора - это целый кладезь различных
знаний. На них можно найти перечни книг по мифологии, астрономии, географии, и
строительству. Они объясняют символическое значение пропорций и размеров
архитектурных деталей храмов, ссылаясь на мифологические сюжеты и знаменитую
книгу строителя пирамид Имхотепа. Там есть рецепты приготовления божественных
масел и курений, которые использовались при совершении обрядов.

Храм в Эдфу был взят как образец при оформлении египетского
зала Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Весной 1909 г.
будущий директор музея И.В. Цветаев ездил в Египет, чтобы познакомиться с его
древней архитектурой. По его словам, именно в Эдфу он нашел форму зала, “как
нельзя лучше подходящего к нашим размерам”.

Оставить комментарий